"Авторевю", 06/1999.
Для нас "фирменный" пикап — это, скорее, элемент престижа, а не средство доставки грузов. А вот за рубежом такие машины нередко работают по специальности и, более того, достаточно популярны.
Для нынешнего Арктик-теста были отобраны полноприводные пикапы: три "японца" (Mitsubishi L200, Toyota Hilux и новый Nissan Pick-Up), породистый Land Rover Defender и, в придачу к ним, бортовой грузовичок Volkswagen Transporter Syncro.
Кроме того, колонну сопровождали микроавтобусик Mercedes Vito с новым двигателем, оснащенным системой common rail, и фургон Ford Transit с необычным "автоматическим" сцеплением. В кузовах автомобилей — по 400 килограммов балласта; в баках — арктическое дизтопливо, на колесах — шипованные шины.
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
В Хельсинки морозно, минус девятнадцать. На часах шесть утра, и вся наша интернациональная команда откровенно зевает, сметая снег с припаркованных на окраине города пикапов...
Машины исправно "наматывали мили на кардан", а тем временем по радио сообщили, что на севере Финляндии, куда мы направляемся, небывалый мороз. В заполярном местечке Ивало — минус 51 градус!
Мы шли на север в хорошем темпе. На трассе, естественно, тоже стало холодать. Предусмотрительно взятый с собой электронный термометр, проводок которого с датчиком мы выкидывали за окно, показывал все более низкую температуру: -25oС, -28oС, -30oС. Начали встречаться машины, водители которых спешно закрывали радиаторные решетки первыми подвернувшимися под руку картонками.
И тут забарахлила Toyota. Догоняя ее, мы увидели здоровенный шлейф дыма из выхлопной трубы. В чем дело? На ближайшей заправке (она же — магазинчик, сервис и все, что душе угодно) пикап загнали в бокс, подняли капот и собрали консилиум.
Вскоре был поставлен диагноз: образовалась ледяная пробочка в системе вентиляции картера, там, где шланг присоединяется к кожуху воздухозаборника. Отверстие прочистили, а соединение предусмотрительно обернули разрезанным вдоль куском шланга, закрепив скотчем: авось не замерзнет. Так в дальнейшем и оказалось.
А вечером шелловская заправка встретила нас ярко-красными цифрами -37oС на фасаде. Преодолев 800 километров, конвой отправился на гору Сюотокескус, где есть гостиница для туристов. Утро началось с "холодного старта"; термометр показывал -22,3oС. По сигналу все водители одновременно повернули ключи в замках зажигания. Первый, почти мгновенно, заурчал дизелем Ford Transit. За ним — Nissan, Toyota и Mitsubishi. Land Rover тоже завелся, хотя и с нескольких попыток. И только Volkswagen спасовал. Не помогло даже "прикуривание" — пришлось заводить с буксира.
Когда рассвело, машины выстроились у подножия горнолыжного спуска, чтобы посоревноваться в подъеме на гору. Условия таковы: в раздаточных коробках включена понижающая передача, и каждый водитель совершает несколько попыток восхождения на всех машинах (пикапы лезут вверх, пока не забуксуют). А потом все обмениваются впечатлениями.
Выяснились интересные вещи! Вот, к примеру, три "японца" — одинаковы с лица, схожи по характеристикам, обуты в одни и те же шины. А ведут себя по-разному. Mitsubishi лезет напористо, лихо рыча мотором и кидаясь снегом, а информативное рулевое управление помогает выбирать нужную траекторию. Р-раз — и пикап уже на вершине.
Toyota карабкается не столь уверенно, а Nissan и вовсе не смог забраться на гору.
Сразу выпал из соревнований Volkswagen — из-за малого дорожного просвета и неподходящих шин, которые зарывались в плотный снег. А лучшим "проходимцем" стал старичок Defender. Он, не суетясь, карабкался и карабкался вверх — и в итоге прорубил колею на десять метров выше, чем Mitsubishi.
Затем колонна отправилась на старый аэродром, где предстояли испытания на управляемость. И тут, в низине, мы вновь попали в полосу сильного мороза, -38,8oС. Борода мгновенно покрывается седым инеем...
Лучшим по части управляемости на скользком покрытии стал Volkswagen, за ним — Land Rover. Оба отлично цепляются "всеми четырьмя" за дорогу и очень неохотно срываются в занос.
Toyota и Nissan не склонны прощать ошибки водителя. Стоит чуть не рассчитать — и пикап начинает скользить по льду, вращаясь вокруг своей оси.
Этот день завершился еще одной поломкой: сошел с маршрута сопровождавший колонну Ford Transit (сломался привод его хитрого "автоматического" сцепления).
ДЕНЬ ТРЕТИЙ И ЧЕТВЕРТЫЙ
Температура поднялась до -19oС, и холодный старт не преподнес сюрпризов, хотя буксирный трос держали наготове.
Мы отправлялись за 200 километров на необычную прогулку — по льду замерзшего моря. Рядом с западным побережьем Финляндии лежит маленький населенный остров Хайлуото. Между берегом материка и островом круглый год ходит бесплатный паром, но зимой все предпочитают ездить по льду.
Автомобили аккуратно спускаются на лед, усыпанный замерзшей снежной крошкой, колея обозначена вешками. "Сколько под нами льда?" — спрашиваю я. "Сантиметров сорок. Выдерживает машины весом до трех тонн". "Осторожно, трещина!" — раздается в рациях. И точно: по льду змеится узкая темная полоса.
На острове неожиданно потек топливопровод у Vito: под машиной начала растекаться лужа солярки. Сказались холода... Но сервис в Финляндии, даже на отдаленном острове — не проблема. Мы притащили Mercedes Vito на буксире на местную заправку-магазинчик, оставили хозяину ключи и позвонили на ближайший сервис (машина была гарантийной). И все!
Вернувшись с острова в темноте, на пароме, мы отправились обратно в гостиницу — не по широким трассам, как утром, а по узким и холмистым (но неизменно расчищенным) лесным дорогам. Через несколько часов такого пути в свете фар начинает мерещиться какое-то движение по обочинам... Впрочем, это недалеко от истины. Из головной машины по рации то и дело передают: "Внимание, олени! Много оленей переходит дорогу!" А один раз на обочине даже возник здоровенный белый зверь со светящимися голубыми глазами — хаски, помесь собаки и волка.
Напряженный ритм и усталость все же дали себя знать, и на одной из развилок Toyota с финским водителем на полном ходу ушла в снег — да так, что ее вытаскивали двумя автомобилями. Разбитый подфарник, помятое крыло... Хорошо, что это было последней технической проблемой на нашем пути.
А следующим утром караван (к нему уже присоединился отремонтированный Vito) взял путь на Рованиеми, город на Полярном круге. Там, на аэродроме, заканчивался 1500-километровый Arctic Van Test и начинался Arctic Truck Test, испытания шести "дальнобойщиков". Но об этом мы уже писали в предыдущем номере.
Land Rover Defender 110
Этот Defender прибыл сюда прямым ходом из Великобритании, причем в сопровождении инструктора Кэмел Трофи. Среди прочих участников теста пикап резко выделялся: military style, старый вояка.
Действительно, Defender был самым старым участником теста, поскольку он производится (хотя и с изменениями) уже полтора десятка лет. Из особенностей конструкции отметим полностью алюминиевый кузов (хотя Defender далеко не самый легкий из участников теста).
Впечатления от автомобиля оказались яркими. Открыв плоскую дверь с таким же плоским стеклом, забираешься на высокую подножку и усаживаешься "принудительно-вертикально".
Вначале кабина кажется сжатой, тесной и простой до примитивности, но потом к этому привыкаешь. На спартанском щитке приборов — круглые циферблаты, консоль магнитолы по-простецки привернута большими саморезами. Рычаг КПП и коротенький рычажок раздаточной коробки с набалдашниками-грибками напоминают те, что стоят на УАЗах. Здесь же, у правой коленки — вертикально стоящая рукоятка стояночного тормоза.
На дороге Land Rover оказался достаточно шумным и вибронагруженным. А вот руль здесь вполне информативный, не "вялый". Кроме того, при испытаниях на ледовом поле выяснилось, что Land Rover, так же, как и Volkswagen, очень неохотно срывается в занос.
Но главное, что проходимость — великолепная! На гору Defender залез выше всех, причем с ощутимым преимуществом в десять метров. И в лесу он неизменно шел первым, прокладывая дорогу.
Жаль только, что "отношение к холодам" у машины не самое лучшее. Несмотря на то, что у Лендровера есть удобный утеплитель для радиаторной решетки, во время холодного старта при -22oС он завелся последним (хотя и без посторонней помощи).
Хуже другое: у машины, единственной из всех, обмерзали боковые стекла. Да так сильно, что видимость сквозь них падала до нуля, и лед приходилось отскребать.
В целом Defender заработал наименьший общий балл среди всех участников Арктик-теста. Ничего удивительного. Автомобиль уже староват и простоват. Кроме того, он весьма прожорлив (по результатам испытаний — 14,7 л/100 км) и стоит намного дороже остальных соперников.
Но, повторим, по проходимости ему не было равных. А это кое-что да значит!
КОМУ ОХОТА СЪЕЗДИТЬ НА ОХОТУ...
А теперь перенесемся из Финляндии в нашу страну. Этот Арктик-тест был для нас интересным, но, увы, не очень актуальным. Почему?
Во-первых, в ближайшее время зарубежные пикапы вряд ли приживутся у нас в качестве коммерческих автомобилей: дорого. Остается разве что порекомендовать такие машины состоятельным охотникам...
А во-вторых, автомобили в таких же исполнениях, как на Арктик-тесте, практически не продаются у нас. К примеру, все японские пикапы идут в Россию с двухрядной кабиной. Land Rover продается только в привычном нам пассажирском варианте; а VW Transporter — в основном или как фургон, или как грузопассажирский "комби".
Если говорить о розничных ценах в России, то они лежат в диапазоне $22700—28900. Самый дешевый — Mitsubishi L200 ($22700). Если заказать гидроусилитель, кондиционер и прочие элементы комфорта, цена поднимается до $27200. У пикапа Toyota Hilux это входит в серийную комплектацию, поэтому его цена — $28900. Грузовой Volkswagen Transporter Syncro стоит около $25000.
Новый Nissan Pick-Up у нас еще не сертифицирован и дилерами пока не предлагается (дебют на нашем рынке ожидается летом). "Серые" продавцы предлагают машину за $27000.
И только один автомобиль резко выбивается из этого ряда. Это Land Rover Defender, цена которого, вне зависимости от исполнения, не ниже $40000.
***
Окончательный вывод будет таким. Если нужен не столько пикап, сколько экономичный полноприводный грузовичок, который уверенно ведет себя на зимних дорогах, то наш выбор — Volkswagen Transporter.
А среди классических пикапов мы отдаем первенство автомобилю Mitsubishi L200. Во-первых, его проходимость на голову выше, чем у остальных конкурентов (за исключением Лендровера), а во-вторых, при покупке можно заметно сэкономить.
И последнее: этим летом ожидается европейский дебют пикапа Ford Ranger. Он выпускается в Таиланде и сильно отличается от своего американского собрата. Интересно, как бы повел себя новичок в Арктике?
ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ |
|||||
Land Rover |
Mitsubishi |
Nissan |
Toyota |
Volkswagen |
|
Субъективные оценки водителей* (коэффициент 5) |
34 |
41 |
39 |
39 |
42 |
Топливная экономичность |
14 |
16 |
16 |
18 |
20 |
Отопление кабины |
18 |
30 |
24 |
21 |
27 |
Грузовая платформа |
24 |
24 |
27 |
27 |
30 |
Удобство управления: |
|||||
в городе |
18 |
27 |
24 |
24 |
27 |
на шоссе |
27 |
24 |
21 |
21 |
30 |
на бездорожье |
30 |
24 |
18 |
21 |
21 |
Общее количество баллов |
165 |
186 |
169 |
171 |
197 |
Средний балл |
7,5 |
8,5 |
7,7 |
7,8 |
9,0 |
* По суммарной оценке 5 водителей-испытателей. |
|||||
Результат получается путем умножения полученного балла на соответствующий коэффициент (к примеру, для автомобиля Land Rover в первой строке 34=6,7х5; во второй строке 14=7х2). Высший балл — 10. |
Ф. ЛАПШИН
Фото автора