Клаксон №14, 2006
Фотографии Land Rover Freelander 2 здесь.
Компактный внедорожник “Land Rover Freelander” выпускается уже девятый год, и сейчас англичане подготовили ему замену.
Объявлено, что через полгода на конвейер встанет модель нового поколения. Журналистов пригласили в английский городок Гайдон, в котором располагаются штаб-квартира и испытательный полигон “Land Rover”, посмотреть, как “Freelander 2” проходит последние доводочные испытания, поговорить с его создателями.
О спорте
ВО ВНУТРЕННЕМ дворе головного офиса “Land Rover” стоят нынешний “Freelander” и будущий. Зная, что прокатиться на новом “Лэнд Ровере” пока нельзя, я пытаюсь по внешнему виду угадать, как изменились его характер, ходовые качества. Они наверняка стали другими, и это видно. Совсем не осталось внедорожных мотивов а-ля “Discovery” – некрашеных пластиковых колесных арок и “кенгурятника”. Пятую дверь больше не украшает запасное колесо. Зато появилась масса деталей, в точности скопированных со скоростного джипа “Range Rover Sport”: жабры в передних крыльях, “перфорированная” решетка радиатора, выпуклый пластик вдоль порогов. Сходство неспроста? За ответом вхожу в конференц-зал. Здесь тот же “Freelander 2”, но разобранный на отдельные узлы, и рядом – инженеры, проектировавшие кузов, специалисты по подвескам, мотористы… Они готовы сообщить массу интересных деталей, и все, что они говорят, так или иначе намекает на динамичный характер новинки.
– Жесткость кузова значительно повышена. По этому параметру с новым “Фрилэндером” могут поспорить лишь “Porsche Cayenne” и “Range Rover”, – говорит один.
– Чтобы автомобиль стал “собраннее” на поворотах, в задней подвеске появился стабилизатор поперечной устойчивости, – замечает другой.
– Руль весьма острый. От упора до упора он совершает лишь 2,6 оборота, – продолжает третий.
– Тормоза стали гораздо мощнее. Сзади появились дисковые механизмы, диаметр передних увеличился. На заказ будут устанавливаться и спортивные низкопрофильные колеса размером 235/55 R19! – добавляет четвертый.
– Но главное, что в гамме модификаций теперь только мощные моторы, – заключает пятый.
Открывает гамму дизельный “Freelander 2.2”. Он же и самый дешевый. А как же прежняя доступная версия с 1,8-литровым бензиновым мотором? Как пояснил главный инженер проекта Эндрю Фостер, в экономной Европе уже давно так повелось: базовая модификация – дизельная. Она практичнее. А американцам слабенький бензиновый мотор не нужен тем более. Там спросом пользуются только шестицилиндровые версии.
Так “Freelander” лишился недорогого бензинового мотора. И фактически шагнул в другую ценовую категорию. По словам британцев, в Старом Свете он будет конкурировать с “BMW X3”.
Менеджер по маркетингу и PR российского представительства “Land Rover” Сергей Гюрджиан сказал, что у нас новинка будет продвигаться на рынке как конкурент “Lexus RX350”. Ничего себе! Японский джип сейчас вдвое дороже.
Как сделать привод полнее
В НЫНЕШНИЕ времена слова “джип” и “бездорожье” перестали быть синонимами. Но лэндроверовцы упрямо твердят: у наших машин “off-road” в крови. Когда два года назад я участвовал в тест-драйве нового “Discovery 3” на севере Шотландии, для меня стало большой неожиданностью, что заезды проходили по сложнейшим участкам скалистого побережья Северного моря. Модель дорогая и подчеркнуто комфортабельная, но ее создатели принципиально требовали, чтобы журналисты проверили ее на прочность безо всяких скидок и оценили по меркам бескомпромиссных вездеходов.
Сегодня на повестке дня типичный “асфальтовый” джип “Freelander”, и Эндрю Фостер ведет журналистов… на экстремальный внедорожный полигон.
Десяток “Фрилэндеров”, обклеенных черным камуфляжем (это – опытные образцы), штурмуют различные препятствия. Вот автомобиль ползет по огромным валунам, так что то одно, то другое колесо повисает в воздухе. А иногда возникает и настоящее диагональное вывешивание. На чистокровном внедорожнике в такой ситуации надо включать блокировки дифференциалов и двигаться на пониженной передаче. Но мы-то с вами знаем, что у “асфальтовых” внедорожников, таких как “Freelander”, никаких блокировок и “понижающей” конструктивно не предусмотрено. А он едет!
Рядом оригинальное препятствие: крутой подъем с твердым покрытием, но отдельные участки – ролики, вращающиеся свободно. Это – как наледи на дороге. Даже еще более скользко. Испытатель останавливает “Freelander” так, что под тремя колесами из четырех оказываются ролики. Пытается тронуться. Мгновенно завращались все четыре колеса, и то единственное, что имело надежное сцепление с дорогой, уверенно тянет джип вверх…
У “Freelander” прошлого поколения постоянная тяга идет только на передние колеса, а задние периодически подключаются через виско-муфту. Надо сказать, на бездорожье такая трансмиссия – не лучший вариант. Лишь когда передние колеса начинают сильно буксовать, жидкость в муфте нагревается и густеет, что позволяет передавать часть тяги на задние колеса. Получается, что автомобиль становится полноприводным только тогда, когда возникает значительная разница в скорости вращения передних и задних колес. На практике возникает заметная задержка: передние колеса успевают уже основательно зарыться в грязь или глубокий снег, а задние только вступают в действие.
“Freelander 2” получил иную трансмиссию “4х4” – многодисковую муфту “Haldex”. Такую же, как, например, у “Volvo XC90”. Она способна подключать заднюю ось мгновенно – по команде электроники. Причем лэндроверовцы существенно усовершенствовали систему управления этой муфтой: уже с момента трогания диски муфты всегда замкнуты. Машина берет с места на полном приводе.
Когда автомобиль набирает скорость, задний привод, по сути, отключается. Так экономится топливо, меньше изнашиваются шины. Но лишь только джип попал на скользкое покрытие, как муфта мгновенно замыкается. Достаточно передним колесам провернуться на 15 градусов больше, чем задние, как “Freelander” снова становится полноприводным. Для сравнения: у других автомобилей с муфтой “Haldex” электроника реагирует, только когда передние колеса проворачиваются на 60 градусов.
“Не пытайтесь повторить это...”
ВАМ это никогда не пригодится, но все-таки сообщаем: “Freelander” может штурмовать броды глубиной до 50 см. От ударов об кочки картер двигателя защищен стальным листом. Клиренс – 21 см. Это сравнимо со многими чистокровными вездеходами, в то время как прежняя модель имеет всего 18,5 см – как у типичного “асфальтового” внедорожника.
Пусть автомобили “Land Rover”, как и другие джипы, эксплуатируются в основном в городе, но настоящий “Лэнд Ровер” должен уметь ездить по пересеченной местности. Такая в Гайдоне давняя традиция. А недавно появился и новый принцип: по пересеченной местности внедорожник должен ехать, так сказать, на автопилоте, от водителя не требуются специфические навыки, все сделают электронные системы, помогающие управлять автомобилем на тяжелом бездорожье. Например, на прошлом “Фрилэндере” впервые была внедрена функция “Hill Decent” – своеобразный автопилот для спуска с крутой горы, он автоматически поддерживает безопасную скорость (сейчас эта система перекочевала и на другие модели “Land Rover”). Теперь же создана еще более продвинутая электроника “Gradient Release Control”. При трогании на подъеме или спуске она сама управляет тормозами и отпускает их очень плавно. И удобно, и безопасно.
А от старших моделей “Freelander 2” унаследовал систему “Terrain Response”, так сказать, подстраивающую характер автомобиля под различные виды бездорожья: снег, песок, глубокая колея… Тут искушенный читатель наверняка начинает недоумевать: на “Рэйндже” и “Диско” эта электроника автоматически блокирует дифференциалы, регулирует пневмоподвеску, а у “Фрилэндера” обычная пружинная подвеска и простые дифференциалы, что же регулировать?
Здесь “Terrain Res-ponse” выполняет более скромные функции. Можно сказать, что она не столько помогает преодолевать бездорожье, сколько следит за тем, чтобы другие системы – АБС, ESP, антипробуксовочная система – не мешали. Представьте ситуацию: на рыхлом песке джип движется, буксуя всеми четырьмя колесами, его тащит вбок, водитель активно корректирует траекторию рулем… Обычная система контроля курсовой устойчивости будет “думать”, что автомобиль потерял управление, и тогда электроника станет “душить” мотор, подтормаживать колеса. А как раз этого делать не следует. Тогда уж точно машина потеряет управление и зароется в песок. Если же водитель перевел регулятор “Ter-rain Response” в режим “песок”, никакая другая электроника не будет вмешиваться в управление. А заодно еще и педаль газа станет чувствительнее – при движении по песку так лучше. А вот если переключить “Terrain Response” в положение “снег, трава, гравий”, акселератор напротив станет менее чувствительным – чтобы на скользком покрытии трогаться без пробуксовки.
Другие режимы: “дорожный” и “движение в колее”. У крупных “Лэнд Роверов” еще есть пятый режим “rock crawl” – буквально “ползти по скалам”. Но, разумеется, городской джип “Freelander” для этого не предназначен. Демонстрируя, как он переваливает через валуны, испытатели замечали: “Не пытайтесь повторить это”.
Внутренний рост
В ГАЙДОНЕ, конечно, знают, что для покупателей “асфальтовых” внедорожников проходимость стоит далеко не на первом месте. Такой автомобиль рассматривают как более просторную и практичную альтернативу легковой машине. Правда, “Фрилэндеру” первого поколения похвастаться было особенно нечем. Ездоки ощущали тесноту, рослые водители даже упирались головой в потолок. Багажник достигал объема 546 л, только если загрузить его под потолок. Для сравнения: у “¤Skoda Octavia” – 560 л под (!) полкой багажника.
Посидев в салоне “Freelander 2”, я заметил, что на водительском месте стало гораздо удобнее. Автомобиль больше не “жмет в плечах”, и крыша не “давит” сверху. Каркас передних сидений позаимствован от “Range Rover Sport”. Оформлен интерьер намного привлекательнее, чем раньше. Ниспадающая передняя панель выглядит по-спортивному, “по-легковому”. О родстве с другими моделями “Land Rover” напоминает только руль – такой же, как на “Discovery”.
Интересно, как конструкторы поработали над улучшением обзорности с водительского места. Вообще-то стойки крыши довольно толстые – ради увеличения жесткости кузова. Но их сложная форма сечения такова, что, когда сидишь за рулем, они развернуты к тебе узкой стороной. Даже если оборачиваешься назад, чтобы бросить взгляд через заднее боковое окошко, – третьи стойки (скошенные как раз по линии взгляда) не мешают видеть стекло целиком.
“Freelander 2” получил современное оснащение. Бесключевая система доступа в автомобиль и пуска двигателя входит уже в стандартную комплектацию. Впервые на внедорожнике компактного класса внедрена электронная система, предотвращающая опрокидывание. И она также устанавливается без дополнительной платы. Еще необычная деталь: задние пассажиры могут автономно (!) пользоваться аудиосистемой. Как в самолетах “Boeing”, здесь к посадочным местам подведены разъемы для наушников, и пассажиры вольны сами выбирать, что слушать: клавишами можно “пролистывать” радиостанции и регулировать громкость.
Жаль, но разнообразия кузовов больше у “Фрилэндера” не будет. Если сейчас можно заказать трехдверную модификацию и редкий кузов “ландо” – трехдверку, у которой снимается задняя часть крыши, то в будущем останется лишь пятидверный джип.
Новый “Freelander” выглядит очень “разносторонним” автомобилем. Кого-то в нем привлечет солидная внешность в духе “Range Rover Sport”, кого-то – бодрая динамика, а кто-то наверняка обратит внимание на то, что компактный джип может тянуть прицеп, тяжелее собственной массы, – до 2 т. То есть он может везти за собой катер, или аквабайк, или “дом на колесах”.
Павел ЁЛШИН,
фото “Land Rover”
Гайдон – Москва