03/2007, "Автопанорама"
Яркие огни, звуки музыки и шум толпы... Вы все это любите? Тогда Фолклендские острова не для вас...
Официальная встреча с ними происходит на минорной ноте: после двухдневного путешествия заключительный 40-мильный участок ухабистой дороги приводит вас в городок, представляющий собой скопление выглядящих уютными домиков со светлыми крышами. Скромный знак "Добро пожаловать в Порт-Стэнли" означает, что вы прибыли в столицу заокеанского владения Великобритании, печально прославившегося 25 лет назад кровавой войной с соседней Аргентиной. Первые же минуты знакомства с этой страной вдребезги разбивают очень распространенное среди англичан заблуждение: то, что они привыкли между собой называть "южноатлантическим островом Уайт" - по аналогии с островом Уайт, расположенным у северных берегов Британии, - островом не является. Это целый архипелаг размером с Уэльс, состоящий из двух крупных островов, которые окружены россыпью мелких.
На указателе населенного пункта есть и другая надпись: "Побратим города Уитби". Будто бы гордиться больше нечем. А ведь есть чем! Спустя полчаса пребывания в Порт-Стэнли возникает желание заменить эту строчку на другую, что-нибудь вроде "Всемирная столица Land Rover / Лэнд Ровер". Ни в одной точке планеты население не демонстрирует подобную лояльность лжному бренду. Из общего автопарка Фолкендских островов, насчитывающего 2000 единии, 90% приходится на полноприводные автомобили - климатическая и дорожная специфика обязывает. И две трети внедорожников носят марку Land Rover / Лэнд Ровер - в основном это Defender / Дефендер в длиннобазной версии. В достаточном количестве присутствуют модели Defender 90 / Дефендер 90, Discovery / Дискавери, Freelander / Фрилэндер и Range Rover / Рейндж Ровер, встречаются даже "старички" второй и третьей серий, но это немногие выжившие. Остальных давно прикончил просоленный морской воздух.
Land Rover / Лэнд Ровер полностью устраивают фолклендцев. На то есть две причины: эти автомобили брутальные и британские. Местная сеть дорог, большинство из которых было проложено после окончания войны 1982 г., сплошь грязь или в лучшем случае гравий. Есть и второстепенные проезды, но они устрашают своей суровой первозданностью. "Гражданский" автомобиль там обречен. Жители Фолклендов настроены агрессивно пробритански и используют автомобили как средство выражения своей позиции. Население островов смехотворно мало: 2000 постоянных жителей, 600 работников по контракту и еще 2-тысячный военный гарнизон. Однако единственный дилер Land Rover / Лэнд Ровер ухитряется продавать одну-две новые машины каждую неделю! Он под завязку забит заказами на ремонт и обслуживание интенсивно эксплуатируемых автомобилей, а также бойко торгует запчастями и всевозможным дополнительным оборудованием - от внедорожных колес увеличенного диаметра до лебедок.
Но никто и никогда не бросал в экстремально жесткую среду Фолклендов новейшую, еще не обкатанную модель марки Land Rover / Лэнд Ровер, и поэтому нам показалась весьма соблазнительной идея привезти сюда пару Freelander 2 / Фрилэндер 2. Компания провозглашает, что главными чертами дебютанта являются универсальность и беспрецедентные внедорожные качества. Эти тезисы мы и намеревались подвергнуть самой суровой проверке.
Принципиальное решение принято, остальное - это дело техники. Два турбодизельных Freelander 2 / Фрилэндер 2 из первой партии отправились в шестинедельное морское путешествие в Порт-Стэнли транзитом через уругвайский порт Монтевидео. На месте их ожидала команда в лице Дэна Стивенса, Стэна Пэпиора и автора этих строк. Нам предстояло установить тесный контакт со Стивеном Лакстоном, фолклендцем в пятом поколении, а заодно и шефом местного дилерского центра Land Rover / Лэнд Ровер. Он любезно согласился порекомендовать маршрут, который позволит достойно протестировать машины и их седоков. В Лондоне этот план выглядел гениальным, хотя в глубине души мы сомневались, что все сложится как надо.
Пятница и суббота
В тот момент, когда участники экспедиции садились в Лондоне на рейс в Сантьяго, столицу Чили, Стивен Лакстон в Порт-Стэнли выгонял Freelander / Фрилэндер из контейнеров. Первое, на что он обратил внимание, были заметно увеличившиеся по сравнению с машиной первого поколения габариты. Возник закономерный вопрос: не перебор ли это для самой компактной и самой доступной модели в линейке Land Rover / Лэнд Ровер? В общем и целом Freelander 2 / Фрилэндер 2 Лакстону приглянулся: хорошо смотрится и просторен внутри. Вот только каков он в деле? Его предшественник с неубедительным клиренсом и ограниченными ходами подвесок породил определенный скепсис.
Аэропорт в Маунт-Плезанте встречает вечерним туманом и моросящим дождем. Нас буквально сгребает в охапку Лиз Димлих, энергичная австралийка из Туристического совета Фолклендских островов, и в мгновение ока доставляет в теплую и уютную гостиницу The Waterfront, которой суждено стать нашим пристанищем на весь период пребывания здесь. А где наши Freelander / Фрилэндер? Они в надежных руках технической бригады завода Land Rover / Лэнд Ровер, состоящей из водителя-испытателя Даги Дейла и механика Марка Стайлза. Ребята готовятся устранять возможные повреждения автомобилей "по ходу пьесы". А пока машины сверкают свежим лаком под фонарями Россроуд, идущей вдоль гавани Порт-Стэнли, неизменно привлекая внимание осведомленных прохожих. Новость о нашем прибытии уже напечатал местный еженедельник The Penguin News,
День первый: воскресенье
Завтракаем, разглядывая городскую гавань. На склоне дальнего холма белыми камнями выложены надписи "Beagle" и "Endurance" - это названия легендарных кораблей, увековеченные их экипажами. Они напоминают всем, что история Фолклендов состоит не из одной только стрельбы. Хотя, конечно, именно военное наследие тысячами привлекает на острова пассажиров круизиых лайнеров, каждое лето совершающих однодневные заходы в Порт-Стэнли. Как вы понимаете, это весьма солидный вклад в местную экономику. В середине XIX века Фолкленды были важной базой китобойного промысла. Заодно они использовались - да и сегодня используются - исследователями Антарктики в качестве отправного пункта своих экспедиций. Например, отсюда стартовал Эрнест Шеклтон. В годы Первой мировой вблизи крейсировала эскадра британских ВМС, защищавшая проход вокруг мыса Горн от немецких кораблей. А в последнее время Фолкленды стали настоящим центром изучения природы и климата Южной Атлантики. Аюдей здесь очень мало, но их жизнь насыщенна. В общем, многое изменилось с тех пор, как четверть века назад правительство Великобритании неожиданно осознало ценность этой территории и даже пошло на вооруженный конфликт ради ее сохранения.
Сегодня наш путь пролегает по гравийным дорогам, ведущим на запад от Порт-Стэнли в сторону Дарвина и Гуз-Грина. Затем мы совершаем офф-роуд через местность под названием Транкилидад и выезжаем к развалинам каменного особняка Олд-Оркета-Хаус. Эта достопримечательность интересна круговым обзором горизонта и пейзажами, не тронутыми вездесущим хомо сапиенс.
Свои последние модели Land Rover / Лэнд Ровер комплектует "асфальтовыми" покрышками, но умудренный опытом Стивен Лакстон "переобул" машины во вседорожные шины General Grabber с развитыми грунто-зацепами. Вести "второй" Freelander / Фрилэндер приятно: машина крепко стоит на широко расставленных колесах, дизайн интерьера напоминает о Discovery 3 / Дискавери 3 - достаточно бросить беглый взгляд на руль и центральную консоль, а характерный коробчатый капот не оставляет никаких сомнении, что вы имеете дело с уроженцем Солихалла.
Даже на нестандартных покрышках Freelander / Фрилэндер едет "породисто" - во многом благодаря отлично настроенной энергоемкой подвеске. Дизельный двигатель не шумный и могучий. Это первый экземпляр с механической коробкой передач, который попал в руки нам с Дэном, но от нашей настороженности не осталось и следа: переключения быстры и легки. Что-то будет в грязи? Поживем - увидим.
Дарвин представляет собой кучку белых домиков - мы решаем не останавливаться и рвем прямиком к Гуз-Грину, уделив, однако, несколько минут мемориалу героического полковника Герберта Джонса, одного из руководителей британского десанта. Сейчас продолжительность дня достаточно велика, но буйство колючего ветра позволяет получить представление о том, каково было вести боевые действия в темное и снежное время года.
Широкие дороги изрезаны колеями, но проложены с умом. Freelander / Фрилэндер идут мягко и тихо, непринужденно проглатывая километр за километром. Мы то и дело попадаем на мокрые, скользкие участки, и в такие моменты начинаешь четко осознавать, что повсеместно действующее на островах ограничение скорости 65 км/ч вовсе не чиновничья прихоть. А вот и Гуз-Грин, приют нескольких десятков туземцев, которые занимаются возделыванием окружающих земель и промыслом в ледяной воде. Здесь есть небольшой пирс, опирающийся на деревянный корпус корабля The Vicar of Bray - одного из многих неудачников, которые, огибая в шторм мыс Горн, получали тяжелейшие повреждения и оказывались выброшенными на побережье Фолклендских островов. А потом еще долгие годы служили в качестве складов шерсти.
Начинается реальное бездорожье. Такую поверхность больше нигде не встретишь: сплошной торф и ни одного деревца. Вся надежда на сравнительно небольшой вес (по массе Freelander / Фрилэндер уступает Disco 3 / Диско 3 добрую тонну}, крутящий момент и - в последнюю очередь - шины. Очень скоро мы столкнулись с явлением, которое местные жители называют "блистер". Это очень глубокая лужа диаметром несколько метров, до краев наполненная водой и потому издали практически неразличимая. Чуть оплошаешь - и машина утонула. Тактика такова: ехать на I передаче, держа обороты около максимума крутящего момента. Попав в блистер, что всегда чувствуешь по рывку, схожему с результатом резкого нажатия на тормоз, надо поддерживать устойчивые обороты и надеяться на то, что умная трансмиссия Freelander / Фрилэндер самостоятельно обеспечит достаточное сцепление колес с дном для поступательного движения вперед. И она справляется! Мы с Дэном разрабатываем собственную тактику, заключающуюся во внимательном наблюдении за поведением едущего впереди Defender / Дефендер. Вскоре все превращается в беззаботное веселье, потому что рядом всегда есть Defender / Дефендер с Стивеном и Полом. Спасение гарантировано!
Первую длительную остановку мы совершили в Оркете, что в центре равнины Лафония. Перекусив, вдоволь нафотографировались, изучили в бинокль потерпевший крушение аргентинский самолет и просто погрузились в уникальную атмосферу этого места.
Жители островов уже привыкли к тому, что пришельцы охотно отпускают комментарии - и не всегда доброжелательные - по поводу местного ландшафта. Запредельная свобода этих безграничных просторов, где мало людей и много ветра, нам показалась магически притягательной. Представьте себе пустынные места Шотландии, расширьте их за горизонт, и вы поймете, что такое Фолкленды. После полудня мы отправились в обратный путь в Порт-Стэнли, взбодренные чистейшим воздухом, но предельно сосредоточенные: коварные блистеры встречаются на каждом шагу.
День второй: понедельник
Пингвины. Очень хочется на них поглядеть. Это желание, озвученное за завтраком, оказалось коллективным. Стивен и Пол тут же начали обдумывать маршрут на северо-восток Восточного острова, в район поселения Порт-Сан-Карлос. В 1982 г. эти земли стали местом первой высадки британского десанта, а сегодня ими владеет семья Пола. Но главное - там раскинулся песчаный пляж Палома, являющийся местом гнездования пингвинов. Нам предстоит преодолеть сотню километров по раскисшим дорогам (на этот раз под колесами будет красная глина, во влажную погоду скользкая до безобразия), после чего нас ждет целый комплекс испытаний, включая затяжной подъем на тот объект топографии, который Пол и Стивен обозначили устрашающим термином "гора". Они признают, что вчера Freelander / Фрилэндер выступили на пять баллов, на сегодня все готовятся к новым испытаниям: как машины поведут себя в условиях острого дефицита сцепления на крутых склонах и россыпях камней, да еще под управлением таких неумех, как мы?
Мы стартуем, по пути задержавшись для изучения очередного фолклендского чуда. Это "каменные потоки" - своеобразные реки угловатых валунов из кварцита, будто стекающие с вершин холмов. Незадолго до полудня достигаем Сан-Карлоса, где наезженная дорога заканчивается.
А "гора", как показала практика, не была преувеличением. Она настоящая, высокая и крутая. Ее осклизлые склоны усеяны камнями всех калибров и пресловутыми блистерами. Повсюду природные ловушки, в которых легко застрянет профессиональный вездеход. Идет дождь, и складывается впечатление, что идет он только ради того, чтобы увлажнять и без того скользкую траву. Оптимизма не испытывает никто из нас. "Может, и проедем", - через динамик УКВ-радиостанции, служащей средством связи между автомобилями, доносится очередная лаконичная фраза невозмутимого Пола.
И вновь Freelander / Фрилэндер превосходят наши ожидания. Констатируем факт: даже с упрощенной версией трансмиссии Terrain Response, известной по Disco 3 / Диско 3, у машин никаких проблем по части сцепления с покрытием не возникает. Мы с Дэном заметили, что новый автомобиль куда менее склонен цеплять носом за грунт в процессе форсирования глубоких канав, нежели его предшественник, хотя дорожный просвет у машин почти одинаков. А "хвост" касался земли от силы пару раз.
И вот это случилось. Я сел в очередном блистере, который был глубиной с окоп, и Стивену, обычно легко выдергивающему нас из неприятностей, пришлось попотеть. Надо признать: в большинстве случаев Freelander / Фрилэндер выбираются на волю сами - даже когда под болотистой поверхностью оказывается столько воды, что наше продвижение вперед в рваном ритме Стивен метко сравнивает с прыжками лягушки.
Мы научились обходиться без полноценной понижающей передачи, какая есть у Defender / Дефендер. Требуются опыт и глазомер. Штурмовать препятствие надо с ходу, набрав ровно такую скорость, чтобы не только пролететь сложный участок, но и автомобиль не повредить. Приличный просвет под передним мостом и большие ходы передней подвески в этом деле здорово помогают. У нас даже возникло нечто вроде гордости за Freelander / Фрилэндер! В Паломе мы прохватили несколько миль по девственному пляжу, едва избежав угрозы быть отрезанными от берега стремительным приливом. А как же пингвины? А пингвины в жизни точно такие же забавные, какими вы их видите по телевизору. На суше они неуклюжи и консервативны - прямо как люди среднего возраста, но в воде потрясающе быстры и элегантны. Мы провели в их компании несколько часов и в сумерках уже с трудом отыскивали обратную дорогу по собственным следам.
День третий: вторник
Сегодня останемся в городе. Сначала посещаем полицейский участок, чтобы услышать мнение офицеров, которые хорошо знакомы с предыдущим Freelander / Фрилэндер. Стражи порядка проявили все формальные признаки удовлетворения, отдельно похвалив автомобиль за вместительность и комфорт. Четверо из них провели небольшой тест-драйв, по окончании которого заявили, что машина удалась и готова приступить к несению службы незамедлительно. Они оказались первыми, кому понравилась функция автоматической блокировки всех дверей, кроме водительской, сразу после начала движения: мол, она позволит сохранять контроль над задержанными злоумышленниками. Профессиональная специфика! А мы бы отключили это дурацкую функцию, вот только не знаем, как это сделать.
В десять утра недавно назначенный губернатор Фолклендских островов Алан Хакл пригласил нас в свою резиденцию на чаепитие. Он председательствует над восьмью советниками, переизбираемыми каждые четыре года. Никаких партий и фракций здесь нет - каждый советник абсолютно независим, а управление территорией осуществляется на основе консенсуса. Бюджетом Фолклендов распоряжаются именно советники, губернатор к нему доступа не имеет.
Алан Хакл щедро распоряжается своим временем. Он прокатился на Freelander / Фрилэндер и дипломатично назвал его идеально соответствующим потребностям губернатора. После чая Алан устраивает нам экскурсию по своей резиденции, в ходе которой мы посещаем бильярдную. Здесь на стене почетные гости оставляют мелом свои автографы. Мы успели рассмотреть несколько очень известных фамилий, а самой старой надписи уже более полувека.
После обеда мы уезжаем в бывшую зону боевых действий. Что бы ни говорилось, а это главная достопримечательность не только Порт-Стэнли, но и Фолклендов в целом. Тем, кто в молодости пристально следил за развитием конфликта, все названия хорошо знакомы. Знаем мы и об оставленных аргентинцами минных полях, которые сегодня размечены предупреждающими знаками и избегаемы жителями. Крутые холмы в нескольких милях к западу от столицы стали ареной последних и самых интенсивных сражений 12-недельной войны - наверняка многие слышали о таких местах, как Маунт-Уилсон и Маунт-Тамблдаун. В Маунт-Лонгдоне, находящемся в пределах видимости Порт-Стэнли, погибли 23 британских солдата во главе со старшим сержантом Яном Маккеем, которого посмертно наградили орденом Крест Виктории - высшей воинской наградой Британии. Эту мрачноватую местность беспрерывно терзают злые ветра и проливные дожди. Здесь холодно и неуютно, но, по крайней мере, нам не приходится в зимнюю ночь штурмовать укрепленные возвышенности под градом неприятельского огня. Мы молча выходим из машин, для того чтобы взглянуть на ухоженный мемориал, и в голове у каждого возникает один и тот же немой вопрос: чем бы этот пятачок был без такого страшного жертвоприношения?
Рабочий график не допускает вольностей. Пора загонять Freelander / Фрилэндер в контейнеры и отправлять домой, в Уорикшир. Мы, конечно, довольны, что ничего не сломалось и не оторвалось, а все сложности были успешно преодолены. Нам самим пора в Лондон, но время оглянуться и подвести итоги еще есть.
Заключение
Freelander / Фрилэндер выступили блестяще, нет слов. Они выглядели очень убедительно даже на фоне непревзойденных Defender / Дефендер, о выносливости и проходимости которых сложены легенды. Наши машины были выдернуты из первой партии, но никаких проблем с надежностью не возникло. Недоработки? На центральный замок мы уже жаловались. Куда большее недовольство у нас вызвала модная система запуска двигателя без ключа, каждый раз сбивающая электронные настройки трансмиссии. Попав на незнакомое бездорожье, вы проклянете ее. Представьте себе, каково заниматься восстановлением настроек посередине скользкого спуска. Еще мы хотели посетовать на передаточное число I передачи, которая могла бы быть "покороче", однако Стивен Лакстон успокоил нас, сказав, что покупатели Freelander / Фрилэндер редко требуют от них внедорожных подвигов.
Фолклендские острова стали для нас открытием. Как и их обитатели - жизнерадостные, гостеприимные, трезвомыслящие и практичные. Мы увидели истинных британцев, так не похожих на нас, - с их уникальными привычками и традициями. Их дом - чудесная страна, где захватывающие приключения и философская созерцательность сплетаются в единое целое. Мы до сих пор восхищаемся гармонией противоречий: заметка в The Penguin News о праздновании 60-летия старейшего паба и тут же - указатели минных полей по обе стороны дороги, ведущей в аэропорт. Я мечтаю вернуться сюда, вот только не знаю точно когда. Зато я знаю, что буду несказанно удивлен, если не познакомлюсь на Фолклендах со счастливыми обладателями новых Freelander / Фрилэндер.
Стив Кропли
По материалам "Автопанорама"