За рулем
LAND ROVER DEFENDER 90
Модель дебютировала в 1948 году. Имя «Дефендер» получила в начале 1980-х. Автомобиль неоднократно модернизировали, не меняя, однако, принципиально. Очередная версия появилась в 2007-м. Помимо короткой модификации «90», предлагают пятидверныйвариант -«110» (база 2795 мм).
Двигатель: дизельный 2,4 л (122 л.с.).
Коробка передач: механическая 6-ступенчатая.
Комплектации: Base, S, SE.
Цена базовых комплектаций: 820 000-920 000 руб. ($33 600-37 700).
Тестовый автомобиль: комплектация SE, опции, 1019 000 руб. ($41 760)
Хай-тек, говорите? Интернет, цифровое телевидение, всякие там электронные ассистенты? А не хотите ли выжать тугую педаль сцепления и, переключив передачу, подвернуть левую ногу под себя, в очередной раз коснувшись дверной ручки? Собравшись с силами, надавим посильнее педаль газа. Ни эта, ни следующая кочка нам с «Дефенде-ром» не страшна! Ба-бах! - заглушая музыку, грохнуло сложенное заднее кресло…..
ПО ЗАВЕТАМ СЭРА УИНСТОНА
Это как файф-о-клок. Как великосветские шляпки на скачках. Как неистребимое ни слухами, ни скандалами уважение к Ее Величеству. В 1948 году, еще до того как Елизавета стала королевой, крепкий, простой, полноприводный «Ленд-Ровер» благословил сам Уин-стон Черчилль. Он даже позировал фотографу возле одного из первых образцов. Ведь автомобиль был ответом на призыв правительства делать товары, которые могли бы найти хороший спрос, в том числе и за пределами Британии, и способствовать росту ослабленной войной экономики.
Автомобиль пришелся по нраву военным, путешественникам, фермерам (они умудрялись пристегивать к машине даже плуги!) - в общем, тем, кто не мог или не хотел выбирать дорог.
В «Дефендере 90», модернизированном в 2007-м, многое - от той легендарной машины. Скажем, простые по форме алюминиевые панели кузова, радующие поклонников стиля «ми-литари» заклепки. Вообще по количеству гордо неприкрытых винтов и болтов «Дефендеру» в легковом мире нет равных. Удивительная посадка - водитель прижат к левой двери (руль от стекла едва ли на ширине ладони) тоже из 1940-х. Разгадка проста - первоначально машина была трехместной. Ну а почему бы не сдвинуть сиденья назад? Там ведь полно места! Видимо, представления о комфорте были другими. А менять их -все равно, что поступиться пятичасовым чаем. Все это, включая большую баранку, смещенные вправо педали и отсутствие места для левой ноги, назвать эргономикой язык не поворачивается.
И все же… Кажется, за низеньким прямым ветровым стеклом с тщедушными щеточками вместо московской промозглой слякоти через мгновение появится яркая саванна, населенная невиданными вне клеток зверями… Это - фильмы детства об Африке с непременным «Ленд-Ровером» - тоже героем, пусть и второго плана.
ДАНЬ ВЕКУ
Конечно, кое-что в «Ленд-Ровере» все же изменили. Вполне современный 2,4-литровый дизель очень тяговит и недурно разгоняет машину. Двигатель упрекну лишь в шумности. Хотя в том, что злобный рык наполняет салон при любых оборотах, кроме холостых, виноват, подозреваю, не столько мотор, сколько шумоизоляция.
Механизм новой 6-ступен-чатой коробки передач работает четко. Шестой пользоваться придется только на ровном шоссе на скоростях свыше 90 км/ч. Двигатель при этом развивает менее 2000 об/мин. А расход дизельного топлива действительно невелик.
Редкий водитель захочет ехать на «Дефендере» много быстрее. Зато дисковые тормоза четко и понятно (самая удачная по алгоритму работы в машине педаль!) осаживают автомобиль.
В салоне есть многое из того, что мы привыкли видеть в современном автомобиле. Но кнопки разбросаны как-то неаккуратно, словно нехотя; хочется вам излишеств - получите! Огромные клавиши стеклоподъемников на панели (на дверь их не примостить, там ручку-то нащупываешь с трудом) напомнили апгрейд редакционной «Волги» лет восемь назад. Зато есть фирменная магнитола, кондиционер (и то, и другое - опция) и даже подогрев ветрового стекла. Очень не вредная в «Дефендере» штука. Печка - хорошая, но греется дизель долго.
О подушках безопасности, тем более всяких там шторках - не спрашивайте. Вероятно, проще спроектировать новую машину (что фирма неоднократно и делала), нежели вставить их в эту.
Зато с 2007 года сзади вместо продольных скамеечек -два кресла, даже с ремнями безопасности. Проникнуть к ним, правда, можно лишь через дверь багажника, а в сложенном виде кресло отчаянно гремит.
ОТ РЕАЛИЙ К БЕЗДОРОЖЬЮ
Юношеские иллюзии рассыпались в пух на первой выбоин-ке! Может, ехать где-нибудь в саванне на такой машине здорово. Не спеша, чтобы не распугать зверье. Но в потоке на широкой незагруженной дороге ощущаешь, что такое цельные мосты и червячное рулевое управление. Если есть навыки, удерживать машину в разумном коридоре несложно, но удовольствие получишь небольшое. Что-то напоминает? Правильно - УАЗ. Там посадка поудобней, здесь - заметно лучше тормоза и разгон.
Еще один плюс - габариты угловатой машины чувствуешь очень хорошо. Минус - огромный радиус поворота. Что же может примирить с этим «защитником»? И тут настало время съехать с дороги…
Испытывать судьбу не стал - заблаговременно включил пониженный ряд трансмиссии и блокировку межосевого дифференциала. Шины на этом «Дефендере» не очень злые. Тем не менее по размякшей колее, канавкам, канавам и даже по полю, покрытому нетронутым снегом, машина идет аки посуху. Позволял себе даже останавливаться в довольно спорных местах, а не форсировать их ходом. «Ленд-Ровер», рыкнув, уверенно, разве что пару раз чуть прокрутив колеса, трогался и продолжал настойчиво бороздить подмосковные «пампасы».
Никаких новомодных «ассистентов для спуска с холма» здесь, разумеется, нет! А надо ли? Как правило, достаточно включить первую пониженную и, даже не притормаживая, работать рулем. Короткая машина, конечно, довольно верткая, но поставить ее на место столь же легко, сколь вывести из равновесия. Здесь-то вполне к месту тяжелая педаль газа: позволяет аккуратно дозировать тягу. Вот где проявляет свои лучшие качества «распущенное» рулевое управление! Вот где «Ленд-Ровер» - в своей стихии!
GOD SAVE THE QUEEN
Мы с «Дефендером» вновь на шоссе. Едем теперь побыстрее - малость привыкли друг к другу. Хотя желания отправится куда-то за тридевять земель все-таки не возникло. Скорее, хочется размять левую ногу…
Тем не менее в строгом следовании традициям есть некая прелесть: ведь «Боже, храни королеву!» и сегодня звучит современно. А даже самая умная электроника отнюдь не всегда способна предотвратить неприятность так, как это сделает опытный водитель и приспособленный к бездорожью автомобиль.
Конечно, романтический век, героями которого были грубоватые и крепкие машины, миновал. Но как-то не верится, что когда-нибудь «Де-фендера» не станет (сегодня многочисленные современные собратья его хоть и потеснили, но не вытеснили). Порой кажется: он, как и земляк - секретный агент 007, благополучно переживет еще несколько десятилетий, оставаясь на службе Ее Величества.
LAND ROVER DEFENDER 90 - герой эпоса: по-прежнему мужественен, тверд и очень бескомпромиссен.
+ Проходимость, проходимость и еще раз проходимость.
- Очень неудобная посадка на передних сиденьях, тугие педали сцепления и газа, посредственная управляемость, шум в салоне.