"Клаксон"
Тайна зеленой кнопки
От происходящего веяло мистикой: на скорости около 100 км/ч сидящий за рулем ткнул пальцем в зеленый квадрат кнопки слева от руля, которой отродясь не бывало в обычных «Рэйнджах». И словно ураган дохнул в корму машины. Огромный внедорожник понесло вперед с возрастающей силой, причем обороты мотора оставались прежними. Стрелка тахометра была неподвижна!..
Зеленая кнопка включает механический нагнетатель от суперкара Aston Martin V8 Vantage. Таким образом мощность двигателя увеличивается до 340 сил. Впрочем, для тяжелого внедорожника важна не столько мощность, сколько крутящий момент. Тот достигает исполинских 560 Нм! Больше, чем в 12-цилиндровом моторе современного «шестисотого». Поэтому тюнинговый «Рэйндж» идет на обгоны с фантастической для внедорожника легкостью. Маневр не нужно просчитывать — завидев просвет на встречной полосе, вы просто нажимаете на акселератор, и огромная фура «дальнобойщика» кажется не длиннее «Оки». Что касается разгона с места до 100 км/ч, JE Engineering официальных данных не предоставляет. По сообщению британского журнала Car, проводившего дорожные испытания супер «Рэйнджа», автомобиль набирает сотню за 6,3 с. Максимальная скорость сравнительно скромна — около 220 км/ч. Пагубную роль здесь играет аэродинамика, которая у большого внедорожника априори оставляет желать лучшего.
Переделка двигателя не ограничилась установкой одного лишь нагнетателя. Как опытный редактор перерабатывает статью начинающего корреспондента, так инженеры JE Engineering тщательно «отредактировали» далеко не современный V8, сделав из него, по сути, новый двигатель. Недаром доводка мотора стоит $41500. Впрочем, есть более экономичные варианты. Например, можно обойтись без нагнетателя. Просто рабочий объем увеличивается с 4,6 до 4,9 л, дорабатывается головка блока цилиндров, устанавливаются новые системы впуска и выпуска. Таким образом мощность увеличивается со стандартных 218 до 265 сил. Такой тюнинг обходится в $10300.
Услуги JE Engineering дороги лишь на первый взгляд. Например, если вы намерены обзавестись супер «Рэйнджем», вовсе необязательно покупать новый внедорожник. Это даже невыгодно! Заготовкой для тюнинга может послужить подержанный автомобиль — все равно JE Engineering переделывает его коренным образом. Именно так поступил владелец предоставленного нам Range Rover. Он приобрел автомобиль в Москве, зарегистрировал, а после машину отогнали в Англию, где она преобразилась за два с половиной месяца.
Внедорожник высшего света
Богатым поклонникам внедорожников можно только посочувствовать. По отношению к ним проводится «потребительский апартеид». Скажем, вы готовы потратить несколько сотен тысяч долларов на автомобиль. Хотите суперкупе? Таких море! Желаете роскошный седан? Нет вопросов! Необходим внедорожник?.. А выбрать не из чего. «Рэйндж» да «Гелендваген» — причем оба стоят дешевле ста тысяч. Поэтому сейчас процветают тюнинговые фирмы, которые доводят джипы до уровня «автомобилей высшего света».
Недаром меня наповал сразил интерьер супер «Рэйнджа». На его фоне салон стандартного Range Rover (тоже весьма богатый и аристократичный) выглядит, как замок какого-нибудь йоркширского баронета по сравнению с дворцом короля Великобритании. Внедорожный «Роллс-Ройс»! Не обтянуты кожей и не отделаны деревом, кажется, только кнопки на панели управления. Благородный полированный орех обрамляет приборную панель, а тончайшая кожа покрывает даже торпедо. Полностью переделанный салон, по сегодняшним расценкам, обходится примерно в $13000. Кстати, в эту сумму входят напольные ковры Wilton из чистой шерсти, которыми обычно щеголяют лишь «Роллсы».
Порой Range Rover используют в качестве представительских автомобилей, которые водит наемный шофер. На такие случаи предусмотрена программа тюнинга заднего отсека салона. Начиная от деревянных откидных столиков в спинках передних кресел за $1300 и заканчивая… Все, впрочем, зависит от фантазии заказчика. Тюнинг тем и хорош, что автомобиль, подобно заказанному у портного костюму, «шьется» по индивидуальной мерке.
Водители больших внедорожников знают, сколь трудно на таких машинах парковаться в городской тесноте. Задний бампер большого джипа не столько «чувствуется», сколько «слышится» — когда упирается в другую машину. Поэтому в качестве опции за $300 JE Engineering предлагает систему помощи при парковке: в задний бампер установлен датчик, а расстояние до препятствия водитель контролирует либо по звуковому сигналу, либо по «монитору» со светодиодами, который имплантируется во внутреннее зеркало заднего вида.
…Однажды мне довелось проехаться в «Рэйндже», который был джипом-телохранителем в кортеже VIP-персоны. Та еще работка и для машины, и для водителя! Тяжелому внедорожнику нелегко было мчаться в паре с седаном Daimler. Дело не только в мощности. Если представительская машина с ее совершенным шасси четко прописывает повороты, уверенно держит прямую на высокой скорости даже если под колесами разбитый асфальт, прикрывать ее заднюю «полусферу» за рулем джипа, чья подвеска состоит из примитивных жестких мостов, — задача для человека с точнейшим глазомером и крепкими нервами. А вот внедорожник от JE Engineering запросто справится с ролью джипа-телохранителя. Ходовые качества машины на асфальте поражают уверенностью и отточенностью. В повадках автомобиля появился «привкус» мощного легкового седана.
В цехах JE Engineering шасси машины подверглось серьезнейшей хирургии. В подвеске машины даже сложные «многорычажные» системы (похожие используются в подвесках Nissan). Чем круче кренится внедорожник в скоростном вираже, тем сильнее, с возрастающей силой эти механизмы прижимают колеса к асфальту. Улучшению ходовых качеств способствуют также другие амортизаторы и новые стабилизаторы поперечной устойчивости вкупе с высокоскоростными внедорожными покрышками Pirelli на фирменных дисках JE Engineering. Они, кстати, нужны не только ради красоты. Только с этими 18-дюймовыми дисками можно сочетать тюнинговые тормоза, которые примерно на треть мощнее стандартных.
Если не считать колес, тюнинг шасси обходится примерно в $2500. По сравнению со стандартной моделью автомобиль едет чуть жестче. В любом случае Range Rover остался самим собой — одним из самых комфортных в мире внедорожников благодаря уникальной пневмоподвеске. Она не только способствует плавности хода, но еще автоматически — или по желанию водителя, — регулирует высоту кузова над дорогой. На магистрали машина «приседает». При езде по бездорожью кузов, наоборот, поднимается вверх настолько, что «рост» автомобиля подтягивается к двум метрам.
Тюнинг JE Engineering вознес асфальтовые ходовые качества машины на высоту, недоступную большинству внедорожников, однако ухудшил проходимость. О чем и предупреждает сама компания… Собственно, много ли дорогих внедорожников разъезжают по пересеченной местности? Единицы. В Европе такие машины используются в богатых семьях как тягачи, которыми таскают, например, прицепы с яхтами. Тут без мощного компрессорного двигателя не обойтись. В странах со скверными дорогами, вроде России, изделия JE Engineering покупают просто в качестве личной машины на каждый день. С одной стороны, можно ездить быстро в свое удовольствие. С другой — не боишься размозжить подвеску на очередной обнажившейся по весне дорожной «воронке»… А когда на Range Rover требуется навесить пару тонн брони или машине предстоит служить в эскорте VIP-персоны, тюнинг вообще становится жизненной необходимостью.
Что еще?
Тюнинг позволяет не выставлять напоказ свое благосостояние. Ну, едет себе «Рэйндж», которые тысячами по нашим дорогам бегают. Кто догадается, что под привычной внешностью скрывается автомобиль стоимостью с Ferrari? При желании можно «замаскироваться» еще тщательнее…
Хотя Range Rover прежнего поколения не выпускается уже пять лет, JE Engineering продолжает предлагать под него обширную программу тюнинга. По сути, английские специалисты дают старым внедорожникам вторую жизнь. Мощность бензинового V8 можно увеличить до 220-240 сил (от $4650). Еще заново перекрашиваем кузов, «доводим до ума» подвеску, наполняем салон кожано-деревянным великолепием… А снаружи автомобиль остается скромным, давно снятым с производства Range Rover.
Одними «Рэйнджами» круг интересов JE Engineering не ограничивается. Компания занимается доводкой всей гаммы Land Rover. В том числе Discovery, которых на улицах наших мегаполисов лишь немногим меньше, чем «Рэйнджей». Особенно любопытна программа по увеличению потенциала дизельных версий. Например, с помощью чип-тюнинга мощность Discovery Td5 доводится до 170 сил взамен стандартных 138. За $1350 предлагается набор деталей, после установки которого дизельный «Диско» готов соперничать с мощной бензиновой модификацией. Меняются системы впуска и выпуска, устанавливается новый блок управления мотором. Эти меры увеличивают отдачу до 190 сил. Теперь для разгона до 100 км/ч машине требуется всего 11,3 с — на четыре секунды меньше по сравнению со стандартным «Discovery Td5»!
В отличие от Range Rover, бензиновых компрессорных моторов для «Диско» не предусмотрено. Но мастера дел тюнинговых готовы увеличить мощность V8 со 185 до 265 сил. Помимо прочего, в тюнинг входит увеличение рабочего объема с четырех до 4,9 л. Этот двигатель называется Supersport и стоит $10500.
Поклонники компактных Land Rover Freelander оценят, в первую очередь, набор накладок из натурального дерева для оформления салона — английской машине не пристало иметь интерьер из сплошного пластика… За $2600 можно увеличить мощность 4-цилиндрового бензинового двигателя: со 117 до 140 сил.
…Отправлять автомобиль для тюнинга в Великобританию необходимо лишь в том случае, если вы хотите получить нечто из ряда вон выходящее наподобие супер «Рэйнджа». А более-менее простую доводку можно провести на любой сервисной станции Land Rover, используя комплектующие JE Engineering.
«Клаксон»